Я тут в процессе поисков кое-чего, нашла кое-что. А потом мне скинули фоточки в скайп, и я немножко влюбилась.
"Весь вечер с мужчинами проводит женщина, будто срисованная с портретов принцессы Хейан – идеала японской красоты: лицо овальное, кожа белая, волосы черные, как вороново крыло; рот – нежный бутон, шея – длинная и чувственная, фигура – восхитительно округлая. Эта красавица пела и танцевала только для них, настраивала свой сэмисян, чтобы развлечь их приятной музыкой, следила за тем, чтобы не кончалось сакэ в их чашках. С ней можно было говорить обо всем: очередном поединке борцов сумо, урожае риса, ценах на рынке, особенностях слога хокку или традициях икебаны. Гейша была совершенным собеседником – слушающим, понимающим, остроумным. С ней можно было расслабиться и вспомнить, что значит быть собой, пока курится ароматная палочка – единица измерения времени работы гейши. Ни сцен ревности, ни скандалов, ни упреков, ни ссор и слез.
В глазах мужчины гейша была женщиной, которой всего шаг до идеала. И это шаг, естественно, к нему, к мужчине. Но гейша не была продажной девушкой из квартала Ёсивара. Ее нужно было добиваться, ухаживать за ней, влюбляться в нее. Многие мужчины терялись в своей безумной любви к этому практически совершенству. Кому-то везло, и он становился данна гейши – ее покровителем и возлюбленным.
читать дальше
Но при всех своих достоинствах гейша носила странный образ – женщина, которая существует для других. Она украшает чайные дома своей красотой, а беседы – своим остроумием. Она не всегда принимает подарки и никогда не принимает участия в трапезах. "Гейша присутствует, чтобы давать, а не брать" – благородный девиз ее профессии. Эту сторону древнего искусства гейши и видел обычный зритель, не заботясь о том, чтобы перевернуть драгоценную монету и увидеть другую сторону.
Ту, что даже и не сторона, а самая суть, которая лежит в истоке традиции гейш – путь совершенствования. Существует образ гейши как женщины, полной тайн и загадок, скрытых за маской белого грима. Она и на самом деле словно сосуд, полный особых знаний и ощущений. Без этого невозможны та собранность, та отдача миру, то взаимопроникновение в жизнь, которые характерны для гейши. Все, чему обучалась гейша в процессе своего становления: танцы, участие в чайных церемониях и поэтических дискуссиях и многое другое – не могли стать просто внешним украшением ее существа. Получаемые знания развивали и углубляли ее физические, интеллектуальные способности, вели тонкую работу изнутри.
Образование для гейши – это ее будущее, ее успех, ее профессионализм. И как выгодно отличалась образованная, эрудированная гейша от обычной японки! Поначалу, готовясь ко встрече с новым клиентом, она проводила дни за чтением книг, ведь она должна знать о том, что интересно именно ему, о чем он любит и хочет говорить, какая тема ему будет особенно приятна. А с приобретением опыта и мастерства гейше, как правило, уже не требовалась дополнительная подготовка к новым встречам, достаточно было лишь правильно себя настроить. И хотя каждый человек – это отдельный мир со своей индивидуальностью, объем знаний гейши достаточен, чтобы найти ключ к любому. Неудивительно, что гейши постоянно учились.
"В период обучения гейша проводит за уроками по 12 часов в день. Встает около 8 утра, ложится поздно и имеет один выходной в две недели. На то, чтобы стать гейшей, нужно потратить как минимум 5 лет. В прошлые века воспитание гейши начиналось с 10-летнего возраста, сейчас – с 16-летнего. Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте (как правило, на японской лютне – сямисэне), традиционные виды пения, традиционный танец <…> искусство составления цветочных композиций – икебана, поэзия, каллиграфия, живопись <…>. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии".
Танца настоящей гейши всегда ждали с чуть приостановленным дыханием. В таком танце была истинно женская пластика, волнующая недосказанность или искренность чувств и богатство языка движений. С таким же нетерпением ждали, когда гейша возьмет в руки сямисэн. Если она собиралась петь, то чайная затихала, как природа в ожидании дождя. Песня гейши и была этим дождем звуков прекрасного голоса, способного околдовать слушателей, взволновать их или успокоить, затронуть самые тонкие, глубоко и надежно спрятанные струны сердец. И что из того, что девушка раньше совсем не умела петь? Долгие часы тренировок, разработка голосовых связок, диафрагмы, изучения особенностей своего голоса, эксперименты над собой – и через какое-то время гейша становилась восточной сиреной, сводящей с ума мужчин одним лишь словом, произнесенным нужным тембром и с нужной интонацией.
Слова тоже были стихией гейш. Гейши были виртуозами сложнейшего искусства – искусства разговора. Дома, в уютных окия, девушки отрабатывали друг с другом варианты беседы, создавали неожиданные ситуации и искали нужные реплики. Образ гейши мыслился как образ идеальной собеседницы. Она говорит легко и свободно, ее ответ готов, когда еще не задан вопрос, ее шутка изящна и действительно смешна. Гейша не смутится, услышав скабрезность, но ответит достойно, при этом еще и не обидев нахала. Старая формула: "Клиент всегда прав". Даже если он грязно шутит и отпускает непристойные замечания. Гейша выше этого, и она это знает. Как пишет Минеко Ивасаки: "Мы фактически дипломаты, которые должны уметь находить общий язык со всеми. Мы должны быть остроумными и яркими и выражать мысли так, чтобы ненароком не оскорбить окружающих. Задача гейко – чтобы люди чувствовали себя хорошо. Выражение ее лица должно говорить: "Я не могла дождаться, когда же приду сюда поговорить с вами". Если ее лицо выражает: "Я вас терпеть не могу", девушка недостойна быть гейко".
Гейша стремится к тому, чтобы постоянно находиться в гармонии с собственными мыслями, поэтому ей несложно тонко управлять чужими репликами, фразами, диалогами и полилогами, вовремя направляя беседу в нужное русло. Это мастерство совершенствуется годами и долгим опытом постоянного общения с самыми разными и непредсказуемыми людьми. Поэтому часто на торжественные важные собрания в чайные приглашали не молоденьких, а пожилых гейш. Они способны не просто исполнить танец или спеть песню, но и поддержать разговор на любую тему – философскую, искусствоведческую, политическую…
К слову, возраст гейши – ее самый большой секрет. Есть профессиональный девиз: "Каждый день сама решай, сколько тебе лет!". Традиционный грим (выбеленные лицо и шея, прорисованные на этом белом полотне лица черные глаза и брови, ярко-красные губы) скрывает истинный возраст. Но чем старше гейша, тем она богаче внутренне. На смену внешней красоте приходит внутренняя – неиссякающая, не поддающаяся разрушающему воздействию времени. Гейша прекрасна всегда, сколько бы она ни прожила на свете. Говорят даже, что старые гейши никогда не умирают: они то исчезают, то вновь возвращаются. Их возраст зависит от того, сколько лет их душе, но не телу. Иногда в обществе гейши мужчина чувствует себя так хорошо, как никогда не чувствует в своей собственной семье. Это означает, что гейша выполнила свою задачу – "использовать свои навыки и искусство, чтобы наполнить светлой аурой место, где она представляет свое мастерство, позволить каждому человеку, с которым она общается, чувствовать себя превосходно". Сегодня она подарила кому-то прекрасный вечер, осчастливила своей улыбкой, поразила своим танцем, пробудила в чьей-то душе тепло и радость. Значит, она выполнила истинную задачу Женщины – делиться с миром любовью и нежностью, лаской и добром. Она наполнила себя, как сосуд, красотой и гармонией и теперь способна щедро делиться этим со своими собеседниками. Ей не всегда легко, но никто не догадается об этом.
Конечно, у гейши, как у любой женщины, как у любого человека, могут случаться неприятности, ее могут тревожить заботы, да и просто время от времени она может плохо себя чувствовать. Но во многом ее искусство направлено на то, чтобы стараться постоянно удерживать себя в необходимом балансе. В каждой непростой ситуации воспитывается дух, закаляется стойкость и философское отношение к невзгодам. Ивасаки описывает случай, когда во время беседы в чайной незаметно для окружающих одна женщина приложила горящую сигарету к ее руке. Настоящая гейша не могла ничем выдать своей боли, закатить скандал и испортить своим поведением настроение гостей. Минеко потом писала: "Это было похоже на испытание духа. Я решила: если стану думать, что пепел горячий, он и будет горячим. Если же я подумаю, что ничего не случилось, то, значит, ничего и не случилось"."
много читала про них, да и про женщин из Ёсивара, впрочем, тоже. и, честно говоря, даже не знаю, кто мне нравится немного больше - гейши или ойран.)
но про ойран я никакой литературы найти не могу толковой, все немного зациклились на гейшах =/
нет, я конечно не против, но *___*помню, читала "Дневник эфемерной жизни". Там не про гейш, там просто жизнь женщины в 10 веке.