Ламенто (итал. lamento, буквально — жалоба, плач), в 17—18 вв. ария скорбного, жалобного характера. Применялась в опере, особенно в Италии. Обычно располагалась непосредственно перед переломом в драматическом действии. Типичными для Ламенто были нисходящее движение мелодии, использование диссонансов, определённые ритмические формулы. Один из наиболее ранних образцов — Ламенто из оперы «Ариадна» Монтеверди (1608); большой известностью пользовалось Ламенто из оперы «Дидона и Эней» Перселла (1691). Ламенто включалось также в мадригалы и кантаты. В 18—19 вв. писались Ламенто в виде инструментальных прелюдий и интерлюдий (обозначение Ламенто имеет, например, прелюдия к опере «Троянцы в Карфагеие» Берлиоза, 1859).

Рапсодия (от греч. rhapsodía — пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода), вокальное или инструментальное произведение, которое как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода, а также певца-сказителя национального эпоса др. стран. Для Рапсодия характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем, эпический дух. Особую популярность приобрели фортепианные Рапсодия, созданные Ф. Листом [15 «Венгерских рапсодий» (1846—85), «Испанская рапсодия», 1863]. В этих Рапсодия использованы подлинные народные темы (венгерских цыган и испанские). Несколько фортепианных Рапсодия написал И. Брамс (опусы 79 и 119). Создавались также Рапсодия для оркестра («Славянские рапсодии» Дворжака, «Испанская рапсодия» Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра— «Норвежская рапсодия» Дало, для фортепиано с оркестром — «Украинская рапсодия» Ляпунова, «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершвина, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова) и для др. составов. Рапсодия писали и советские композиторы («Албанская рапсодия» Караева для оркестра).
(с) БСЭ


Пойду делом займусь.